Іран після санкцій: індикатори для України
Компромиссное решение по снятию санкций с Ирана, достигнутое в результате переговоров в Лозанне странами P6+1, приведет, как утверждают многие европейские аналитики, к появлению новых позитивных переменных в русско-европейской энергетической игре. Ожидается, что, получив новые источники гидрокарбонов, Европа станет менее уязвимой от склонной вести «игру с нулевой суммой» РФ.
Олександр Шаян, к.п.н.
В свою очередь для Украины, появятся дополнительные возможности для укрепления энергетической составляющей ее суверенитета. Насколько оправданы такие прогнозы? Существуют ли дополнительные факторы способные значимо изменить зарождающееся энергетическое сотрудничество Ирана и ЕС? И каковы индикаторы для Украины?
Стратегия Газпрома
В своей стратегии развития газовой отрасли аналитики «Газпрома» ставят перед собой амбициозную цель увеличить экспорт газа в Европу с примерно 160 млрд. поставлявшихся в 2013 году до 250 млрд.куб.м. к 2020 году. Для сохранения своих доминирующих позиций на европейском рынке, РФ в дополнение к работающей еще со времен существования СССР системе трубопроводов Восток-Запад + «Северный поток» продвигает маршрут «Турецкий поток» и совместно с Ираном пытается блокировать импорт газа из Центральной Азии.
Газовая дипломатия ЕС
В тоже время для ЕС, действия РФ в отношении Украины и Грузии, стали неоспоримыми индикаторами того, что РФ для достижения своих внешнеполитических целей может в любой момент поставить под сомнение доступность своих поставок. Заблокировав продвижение «Южного потока», и тем самым частично сохранив транзитный потенциал Украины, ЕС отказалась от 63 млрд.куб.м. газа в год, то есть от около 12% своего потребления.
В изменившихся условиях качестве одной из ключевых альтернатив поставкам из РФ, ЕС при активном участии Турции и Азербайджана, продвигает маршрут TANAP+TAP. Планируемая первичная проектная мощность маршрута к концу этой декады по наиболее общим оценкам составит 10 млрд. куб.м. Газ будет доставляться из азербайджанского месторождения Шах Дэниз (общие запасы 1,2 трлн. куб.м.).
В тоже время очевидно, что такие объемы газа не смогут стать серьезной альтернативой газу из РФ. К тому же, маршрут TAP, доставляя топливо, в основном, в Италию (38% импорта из РФ), не решает одну из ключевых задач общеевропейской политики энергоснабжения -- не снижает зависимости стран ЦВЕ от импорта газа из РФ. Так Греция по-прежнему продолжает быть зависимой на 51%, а Болгария на 85% соответственно.
Для того, чтобы TANAP+TAP полностью выполнял свое назначение, Азербайждан и Турция, правительства которых хотели бы видеть свои страны в качестве региональных хабов доставки гидрокарбонов в ЕС, интенсивно налаживают сотрудничество со странами Каспийского региона и Персидского Залива.
Транскаспийский маршрут
В рамках подписанного Турцией и Туркменистаном соглашения о поставках туркменского газа в Европу через TANAP уже завершается строительство газопровода «Восток-Запад». Планируется, что данный маршрут свяжет расположенное на Юго-Востоке Туркменистана месторождение «Шатлык» (623 млрд. куб. м.) с терминалами Каспийского побережья.
Первоначальная мощность, как утверждается, будет составлять около 10-20 млрд куб.м. туркменского газа в год. Поэтому в долгосрочной перспективе будет необходимым строительство второй и третьей нитей газопровода. В рамках данной инициативы планируются и танкерные доставки. Туркменистан уже построил один терминал СПГ, и одновременно с увеличением танкерного флота начал строительство второго терминала.
Ключевой преградой для реализации данного проекта является правовая неопределенность статуса Каспийского моря между прибрежными государствами, одним из которых является Иран (союзник РФ), демонстрировавший ранее довольно недружественное отношение к продвигаемым в этом регионе США-ЕС энергетическим проектам (случай с азербайджанским геологическим судном в р-не месторождения «Сардар Джангал»).
Восточно-средиземноморский маршрут
Одним из недавно появившихся маршрутов позволяющим ЕС сбалансировать риски связанные с поставками из Кавказа и Центральной Азии является Израиль. Так согласно недавнему докладу Оксфордского института энергетических исследований (OIES), производство газа месторождения Левиафан (Восточная часть Средиземного моря) может увеличиться до 8-10 млрд. к 2017 году, и до 10-15 млрд. куб. м. к 2020 году. Наиболее жизнеспособным для ЕС экспортным решением из этого региона (отношения Турции и Израиля временно затруднены конфликтом в Секторе Газа) могут стать поставки СПГ.
В тоже время, ключевым вызовом для его эффективного функционирования в долгосрочной перспективе является относительная ограниченность ресурсной базы. Таким образом одной из немногих альтернатив, которая сможет снизить зависимость ЕС от РФ в долгосрочной перспективе, является располагающий вторыми после РФ запасами газа Иран (34 трлн. куб.м).
Персидский трубопровод
Для доставки в ЕС газа из месторождения «Южный Парс» (около 28 трлн куб. м. газа) Иран длительное время лоббирует маршрут «Персидский трубопровод». Планировалось, что данный трубопровод с проектной мощностью в 40 млрд. куб.м. газа в год, 110 млн.куб.м. газа в день, начнет поставки начиная с 2014 -- 16 гг. В Ирак ежедневно будет поставляться 25-30 млн. куб.м., в Сирию - 20-25 млн.куб.м. и в Ливан 5-7 млн.куб.м.
Около 20 млн.куб.м. в день планировались для Европы. Недавнее открытие сирийскими компаниями расположенного рядом с границей Ливана газового месторождения в Квара, запасы которого по разным оценкам сопоставимы с запасами Катара, дают основания утверждать, что объемы поставок газа в ЕС могут быть существенно увеличены.
Данный маршрут также поддерживает и РФ (давний союзник Ирана). Для которой, появление таких маршрутов как TANAP+TAP и East-Med наряду с уже построенными США-ЕС трубопроводами Баку-Тбилиси-Эрзурум и Баку-Тбилиси-Джэйхан, означает дальнейшее снижение ее геополитической роли в Каспийском регионе и ЦВЕ. Соединение же данных проектов с месторождениями Ирана и ряда других стран Ближнего Востока полностью нивелирует стратегию РФ оставаться ключевым поставщиком газа для Европы.
На сегодняшний день реализация данного маршрута существенно затруднена политической нестабильностью в Сирии. Так «Исламский трубопровод» в его нынешнем маршруте и составе участников снижает транзитную роль Турции (союзник США) в проектируемых США маршрутах доставки гидрокарбонов в ЕС в рамках «Южного газового коридора». Учитывая такого рода риски, ЕС склоняется в пользу более дешевого и менее политически спорного, маршрута через уже существующие (трубопровод Табриз-Анкара) и строящийся по территории Турции TANAP.
Индикаторы для Украины:
Учитывая сохраняющуюся политическую нестабильность в Сирии (союзника РФ) и одной из ключевых стран-транзитеров газа на европейские рынки в рамках «Персидского трубопровода», Иран, которому необходима полная отмена санкций для свободного экспорта гидрокарбонов, с большей долей вероятности сфокусирует свои усилия на таких более приемлемых для ЕС (территория Турции) маршрутах как TANAP.
Конструктивное участие Ирана в продвигаемом Азербайджаном и Туркменистаном Транскаспийском трубопроводе как составляющей TANAP+TAP будет с большей долей вероятности определяться позицией этих стран в отношении прав Ирана на владение каспийским месторождением «Сардар Джангал», в развитие которого иранское правительство по наиболее общим оценкам уже инвестировало около $30 млн.
В свою очередь для Украины, появляющееся энергетическое сотрудничество в рамках энергетической оси Туркменистан -Иран – Азербайджан - Турция будет означать появление нового транспортного коридора связывающего запасы Каспийского региона с Черным морем. Через построенный в 2012 году СПГ терминал в Одессе, Украина сможет возобновить утраченное несколько лет назад энергетическое сотрудничество с Туркменистаном.
В более широком контексте зарождающаяся ось энергетического сотрудничества Туркменистан - Иран – Азербайджан – Турция, при условии что РФ получит возможность транспортировать газ из Ирана в ЕС, но по территории Сирии, будет означать снижение напряжения на Юго-Востоке нашей страны.